Во всех автомобилях установлена масса датчиков. Каждый из них выполняет определенную функцию. Если какой-то выходит из строя, то водитель сразу об этом узнает. На приборной панели загорается лампа «chek», которая собственно и указывает на ошибку в одной из систем. Один из датчиков, который чаще других выходит из строя — лямбда-зонд. В данной статье речь пойдет о том, что такое лямбда-зонд в машине и как его проверить.
Даже начинающий автослесарь знает, что это — специальное устройство, которое определяет, количество воздуха в выхлопных газах. К сожалению, с принципом его работы знаком далеко не каждый.
Непосредственное предназначение
Разобравшись с определением, следует попытаться понять, за что отвечает датчик. Если в горючую смесь не попадает достаточное количество воздуха, это способствует тому, что углеводороды и угарный газ не могут окислиться полноценно. Если же в смесь попадает чересчур много воздуха, тогда оксиды азота не могут полноценно разлаживаться на азот и воздух. Лямбда-зонд является системообразующим элементом впускной системы, отслеживающим наиболее важные процессы. На определенных автомобилях установлено сразу два датчика. Это необходимо для того, чтобы наиболее эффективно определять остаток воздуха в газах. Разобравшись с тем, для чего нужен лямбда-зонд, следует выяснить, где он расположен.
Где находится датчик
В каждой машине у него разное расположение, однако, существует общий принцип, который поможет его обнаружить. Для того, чтобы поиски не вызвали затруднений, следует воспользоваться специальным алгоритмом действий, который будет приведен ниже.
- Для начала открыть капот.
- Обратить внимание на мотор. На современных машинах силовой агрегат часто накрыт пластиковой крышкой. Ее нужно полностью снять.
- Найти сзади трубы, примыкающие к двигателю и уходящие вглубь подкапотного пространства. В научной литературе они называются «выпускным коллектором». Коллектор, как правило, закрыт тепловым экраном, который нужно снять.
- На впускном коллекторе можно будет заметить деталь цилиндрической формы. Ее размер от 4 до 8 сантиметров. Деталь частично вкручена в коллектор, а с обратной стороны к ней подходит провод (несколько проводов). Собственно, это и есть лямбда-зонд.
- Если датчика не оказалось на выпускном коллекторе, тогда следует искать его на трубе, которая уходит вглубь подкапотного пространства. Об этой трубе речь велась в пункте 3.
Алгоритм простой. В нем все доступно написано, и он подойдет даже тому человеку, который совершенно не силен в устройстве автомобиля.
Проблемы с датчиком кислорода
Он, как и любой другой агрегат, имеет ресурс, который составляет от 80 до 160 тыс. километров. Странным кажется тот довольно великий разброс в ресурсе. На самом же деле, его работоспособность полностью зависит от условий эксплуатации автомобиля. Следующие факторы оказывают непосредственное влияние на лямбда-зонд:
— Состояние горючей смеси. Если она не соответствует нормам, он начинает перегреваться.
— Выработанные маслосъемные кольца. Масло частично проникает в топливовоздушную смесь, а потом и в выхлопную систему.
— Низкое качество топлива. Из-за этого очень быстро засоряются электроды.
Нормальное, рабочее состояние датчика подтверждается тем фактом, что он не напоминает о себе. Если же водителю приходится про него слишком часто вспоминать, значит, имеются определенные проблемы. Главные признаки неисправности:
- Увеличивается расход топлива.
- «Плавающие» обороты на холостом ходу.
- Силовой агрегат теряет мощность.
Проверка лямбда-зонд
Чтобы убедиться в исправности датчика, следует проверить его. Это можно сделать самому, а можно отправиться на станцию технического обслуживания, заплатить деньги, и ждать результатов. Лучше всего конечно сделать своими руками, особенно, если имеется необходимый опыт. Однако, прежде чем выяснять, как проверить работу лямбда-зонда, следует определиться сколько на нем проводов. Дело в том, что на датчиках может быть от одного до четырех проводов. Если он один, то предназначен для подачи сигнала. Если два — сигнальный и на подогрев. Три — один сигнальный, а два на подогрев. Четыре — сигнальный, масса датчика, два идут на подогрев.
Проверка мультиметром
Вот теперь можно начинать проверку лямбда-зонда мультиметром. Сложного ничего нет. Главное, действовать максимально внимательно.
- Прогреть мотор и заглушить.
- Провести внешний осмотр датчика.
- Отсоединить кислородный регулятор от колодки, и тут же подсоединить его к мультиметру.
- Завести мотор, и разогнать его до 2500 – 3 000 оборотов.
- Следить за показаниями. Если 0,9 Вт — значит все в порядке, если 0,8 Вт и ниже, значит пора менять датчик.
Проверка тестером с четырьмя проводами
Также датчик лямбда — зонд можно проверить тестером с 4 проводами. Делается это следующим образом:
- Минусовой провод датчика подсоединить к корпусу мотора.
- Положительный вывод тестера подключить к сигнальному проводу лямбда.
- Прогреть мотор до рабочей температуры.
- Ожидать включения датчика в работу. Напряжение должно составить от 0,2 до 1 Вт, и поменяться 10 раз за десять секунд.
- Если напряжение держится на уровне 0,45 Вт, датчик неисправен.